Site icon Искусственный интеллект: просто о сложном
Воскресенье, 23 ноября, 2025

Культура удобства подрывает личную безопасность

Культура удобства подрывает личную безопасность

ИИ помогает мошенническим схемам развиваться быстрее, чем люди успевают реагировать

За последний год более семи из десяти потребителей столкнулись с той или иной формой мошенничества. Каждый седьмой попался на удочку. Опасения по поводу мошенничества с использованием ИИ стали повсеместными: 37% назвали дипфейки аудио- и видеозаписей своей главной проблемой.

Инструменты на базе искусственного интеллекта позволяют мошенникам за считаные секунды создавать убедительные голоса, видео и запросы. Они могут имитировать членов семьи или коллег и практически без усилий персонализировать сообщения. Из-за этих инструментов становится сложнее распознать мошенничество по тону или формулировке. Несмотря на то, что люди осознают риск, многие продолжают вести себя так, что это помогает злоумышленникам.

 

Телефоны стали самым слабым звеном

53% потребителей совершают большинство своих операций с помощью мобильных устройств. Мобильный банкинг, покупки, обмен сообщениями и проверка личности теперь происходят на одном экране. При этом почти половина пользователей не использует на своих телефонах никаких независимых инструментов безопасности.

Около трети тех, кто пренебрегает защитой, считают, что приложения для обеспечения безопасности слишком дорогие. Ещё треть говорит, что у них нет причин устанавливать такие приложения. Пожилые люди особенно склонны считать, что встроенных функций достаточно, или полагать, что их устройство по умолчанию защищено.

Устройство, которому люди доверяют больше всего, зачастую защищено меньше всего. С точки зрения безопасности это идеальная ситуация для злоумышленников, особенно в год, когда растёт число мошеннических схем, ориентированных на мобильные устройства, и клонирования голоса с помощью ИИ.

«Эти результаты подчёркивают растущую важность осведомлённости о кибербезопасности, поскольку в эпоху искусственного интеллекта атаки на потребителей становятся всё более частыми и изощрёнными», — сказал Чиприан Истрате, старший вице-президент по операциям в Bitdefender Consumer Solutions Group.

 

Социальные сети помогают злоумышленникам находить свои цели

В отчёте социальные платформы названы основным каналом мошенничества в этом году. Социальные сети теперь опережают электронную почту, телефонные звонки и текстовые сообщения. Злоумышленники следят за пользователями в тех местах, где они делятся наибольшим количеством личной информации.

Около трети респондентов заявили, что стали жертвами мошенников в социальных сетях. Чрезмерная откровенность по-прежнему является одним из основных факторов. 66% людей публикуют личные фотографии, видео или посты о событиях из своей жизни. Молодые пользователи, которые публикуют больше всего контента, в два раза чаще становятся жертвами мошенников, чем люди старшего возраста.

Злоумышленники собирают голосовые записи, фотографии из путешествий, информацию об отношениях и другие личные данные из публичных постов. Они используют эти фрагменты для создания убедительных сценариев или имитаций, сгенерированных искусственным интеллектом. Чем больше людей делятся информацией в интернете, тем проще преступникам подобрать сообщение, которое будет выглядеть правдоподобно.

 

Удобство превыше всего

Удобство по-прежнему перевешивает основные правила безопасности. Пользователи по-прежнему записывают пароли и используют один и тот же пароль для нескольких учётных записей. Лишь около четверти пользователей используют менеджер паролей. То же самое можно сказать и о файлах cookie. Почти половина пользователей принимает все файлы cookie, не проверяя настройки, а многие просто просматривают условия или игнорируют их.

Эти ярлыки ослабляют контроль над конфиденциальностью и дают злоумышленникам больше возможностей для сбора данных о пользователях. Жертвы мошенничества с большей вероятностью примут все файлы cookie, чем те, кто избегает мошенничества.

 

Доверие к крупным технологическим компаниям избирательно

Потребители доверяют крупным технологическим компаниям, таким как Google, Microsoft и Apple, по крайней мере, часть своей информации. В то же время более половины опрошенных заявили, что не доверяют таким платформам, как TikTok или X.

Даже когда люди выражают доверие, они ограничивают типы данных, которыми готовы делиться. Почти 60% хотят сохранить платёжную информацию в тайне. Многие также хотят сохранить личные данные, фотографии или данные о местоположении. Люди ежедневно пользуются услугами этих компаний, но они устанавливают чёткие границы в отношении конфиденциальных данных.

 

Финансовые потери остаются главным страхом

53% потребителей говорят, что больше всего они боятся финансовых потерь, но они ведут себя так, что увеличивают шансы потерять деньги. Кража личных данных следует за 17%. Такие проблемы, как компрометация электронной почты, украденные фотографии или доксингинг, остаются далеко позади.

Пожилые люди больше всего озабочены защитой своих финансовых счетов. Молодые люди больше беспокоятся о краже личных данных и неправомерном использовании их изображений. В Великобритании и Австралии наблюдается самый высокий уровень обеспокоенности по поводу финансовых атак.

5 % респондентов заявили, что их не беспокоит риск что-либо потерять. Учитывая масштабы потерь от мошенничества в мире, такой уровень самоуспокоенности показывает, насколько ещё многое предстоит сделать в сфере базового образования и профилактики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Exit mobile version